Публикуем интервью с Ларисой Лизуновой.
Проректор по образовательной деятельности и информатизации Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, руководитель лаборатории опережающих образовательных и воспитательных технологий межвузовского кампуса международного уровня «Будущее Пармы» Лариса Лизунова рассказала в интервью пресс-службе об идее масштабного проекта, роли вуза в нем, кадровых потребностях региона и возможностях для молодежи.
Расскажите о том, как возникла идея кампуса в Перми?
Международный кампус «Будущее Пармы» – часть национального проекта «Наука и университеты». Его задачи —- вхождение России в десятку ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет развития студенческой науки и стартапов по модели гибкого проектного обучения в партнерстве с ведущими предприятиями экономики региона. Для этого в нашей стране будет создана сеть современных студенческих кампусов — молодежных мини-городов с комфортным проживанием, развитой инфраструктурой, современными учебными и научными лабораториями, пространствами для гибридного и проектного обучения, коворкингами, спортивными и культурными объектами, круглосуточным доступом к передовым цифровым сервисам и научным библиотекам. Университетские кампусы задуманы как инновационная среда, где объединяются исследователи, начинающие и будущие профессионалы, а также предприятия реального сектора экономики, заказчики от бизнеса и государственного сектора.
Наш Пермский кампус «Будущее Пармы» будет разрабатывать новые технологии в области медицины, фармакологии, недропользования, промышленных технологий, городской среды, туризма и креативных технологий, образования и молодежной политики. В Пермском крае для этого есть все ресурсы.
Пермский педагогический выстраивает стратегию развития человеческого капитала региона, определяет ключевые направления образовательной и молодежной политики кампуса. Эти задачи будущего уже сейчас решаются в рамках Центра развития и трансформации человеческого капитала «Душа Пармы». На его базе планируется создать две межвузовские лаборатории – лабораторию опережающих образовательных, воспитательных технологий, и лабораторию технологий для креативных индустрий и туризма. Научным руководителем Центра компетенций «Душа Пармы» является ректор ПГГПУ Константин Егоров.
Это оригинальная структура или держатели концепции кампуса предоставляют готовую модель?
Кампусы мирового уровня — новый амбициозный проект для нашей страны, и готовых решений здесь нет. Каждый регион, где создаются такие кампусы, определяет свою специфику. Наши идеи получили положительную оценку во время защиты концепции межвузовского кампуса на стратегических сессиях в Москве и Новосибирске. Наш кампус ориентирован на решение задач опережающего развития Пермского края и учитывает интересы всех участников. Это непростая задача, ведь наш кампус интегрирует потенциал восьми ведущих вузов региона.
Как удается договориться большому количеству участников?
Если мы стремимся к единой цели, то договориться несложно. Главное – понимание того, зачем это нужно, какие задачи каждый из участников проекта может решить, и почему без кампуса этого сделать нельзя.
Какую роль в этом диалоге играет университет?
Университет является инициатором проектов по разработке целого ряда направлений прикладных научных исследований: применение искусственного интеллекта в образовании, развитие системы инженерного образования в регионе на основе отраслевых кластеров профориентации и профессионального самоопределения, разработка симуляционных образовательных сред и воспитательных технологий. Также в рамках работы Совета ректоров Пермского края наш университет курирует вопросы разработки образовательной и молодежной политик кампуса.
Вы проговариваете сразу на двух уровнях – регион и город. На ваш взгляд, кампус — это больше городской или региональный феномен?
Кампус — это проект, который раскрывается на каждом уровне по-своему, и этих уровней больше. Да, восемь участников проекта – это основные вузы, которые сосредоточены в столице Прикамья, но поскольку мы говорим о сетевом и гибридном формате, о зеркальных научных лабораториях, о сетевых гибридных образовательных программах по сквозным компетенциям и квалификациям, то здесь территориальная принадлежность уходит на другой план. Мы видим, что взаимодействие должно строиться не только на уровне региона. Уже сейчас мы видим, что кампус позволит решать задачи развития Пермского края на уровне взаимодействия разных субъектов нашей страны, а также на международном уровне.
В рамках межвузовского сотрудничества выстраиваются очень интересные модели научно-образовательной деятельности. Все они укладываются в общую модель кампуса. Так, наш университет уже сейчас активно работает над открытием центров открытого образования на русском языке в четырех африканских странах. Команда Пермского педагогического рассчитывает, что наши партнеры из этих государств, а это Южно-Африканская Республика, республики Зимбабве, Намибия и Ботсвана, смогут принять участие в научных и технологических разработках и сетевых образовательных программах кампуса.
Можете рассказать про эффекты, цифровые показатели?
Амбициозный проект призван достигнуть амбициозных целей, и показатели достижения этих целей определены федеральным стандартом кампуса. Это показатели качества образования, научных разработок, социально-экономического развития региона.
Как внедрить педагогическое в индустриальное?
Вопрос, наверное, вечный, но одно без другого невозможно. Прежде всего, это вопрос разработки образовательных технологий, которые позволяют ускорить процесс внедрения современных промышленных разработок, позволяют подготовить специалистов, способных решать нестандартные задачи в меняющихся условиях современного мира. Такие специалисты становятся все более востребованными в разных сферах экономики. Именно таких специалистов готовит наш университет, и именно такие технологии опережающего образования и воспитания, нацеленные на будущее, будут разрабатываться и внедряться в практику Центром развития и трансформации человеческого капитала «Душа Пармы» в рамках нашего Пермского межвузовского кампуса.
Источник: v-kurse.ru