Проректор СахГУ рассказал, за счёт чего островной вуз сделают кузницей кадров.
Какие три задачи стоят перед вузами сегодня, как комфортный кампус может изменить мировоззрение студента, много ли платят учёным, и как им стать - обо всём этом рассказал кандидат биологических наук, первый проректор Сахалинского государственного университета Александр Барбарич.
- Сегодня мы продолжим тему образования. Буду знакомить вас с новым составом СахГУ. С и. о. обязанности ректора СахГУ мы уже знакомились. Сегодня хочу представить вам первого проректора СахГУ Александра Барбарича. Александр Александрович, здравствуйте, рада вас приветствовать!
- Добрый день!
- Вы - кандидат биологических наук. Каким образом вы оказались на Сахалине? Я так понимаю, желания много, эмоций много и сил тоже достаточно?
- Да, я бы так сказал, что это очень длинная история. Я - коренной дальневосточник, коренной амурчанин. Альма матер моя - педагогический университет в Благовещенске. Соответственно, как учитель географии и биологии связан дальше как учёный с биологией, с экологией. Ну и рано или поздно пришлось пойти в карьеру, которая связана с административной работой. Я пять лет работал проректором по научной работе, дальше мы познакомились на конкурсе "Лидеры России" с Александром Сергеевичем Самардаком. В 2021 году я переехал в ДВФУ работать его заместителем. Соответственно, мы работали там очень хорошо, интересно, ряд был успешных проектов. Пришло время двигаться дальше. Поступил определённый запрос, что нужна помощь коллегам, в том числе, по созданию нового кампуса.
- Я сама выпускница СахГУ. Когда лет 7-8 назад впервые посмотрела кампусы, которые в ДВФУ находятся, я почувствовала себя в другом мире. Потому что я поняла, насколько это вообще меняет само восприятие учебного процесса. Если раньше ты ходил в школу, вставал по будильнику, бежал куда-то, то здесь ты уже находишься в какой-то совокупности знаний, отдыха и социального общения. Всё это настолько переплетается у тебя внутри, что это очень круто. Мне кажется, что это увеличивает желание студента учиться и развиваться, в дальнейшем стать профессиональным членом какого-то общества. Это очень круто.
- Да, действительно. Хороший настоящий университет - это одновременно и стены, и правильно организованное пространство, и одновременно это про наполнение, про деятельность содержательную и т. д. Поэтому задача, наверное, добиться некой гармонии соотношения всех этих элементов, для того, чтобы это действительно было питательной средой, в которую готовы были входить ребята, и из которой выходили бы классные профессионалы.
- Сегодня мы будем говорить с вами о классных профессионалах, которые пойдут в науку. Это учёные, молодые учёные. К сожалению процесс, будем так говорить, развития РФ, несколько подкосил статус учёного в нашей стране. Когда сотрудник НИИ мог работать, можно сказать, на голом энтузиазме. Сейчас процесс меняется и "учёные" вновь начинают звучать гордо.
- Да, процесс меняется. Я ещё добавлю про себя - я являюсь членом координационного совета по делам молодёжи в научно-образовательных сферах при совете по науке и образованию при президенте РФ. Мы как раз являемся той, наверное, частью молодёжной, администраторов, учёных со всей России - нас 62 человека - которые занимаются реализацией такой интересной штуки, как десятилетие науки и технологии, которое протекает сейчас. 2021 год - это был год науки и технологии. А сейчас идёт десятилетие.
В рамках десятилетия есть как минимум три ключевые задачи: это вовлечение результатов исследований в реальный сектор, это привлечение в науку, и это популяризация науки.
Начиная с 2021 года, я бы даже сказал, что раньше, зачатки многих программ, инициатив, начиная с обеспечения жильём, заканчивая профориентационными мероприятиями и т. д., дали очень серьёзный сдвиг (даже ВЦИОМ это подтверждает) в восприятии карьеры и профессии учёного. В том числе, те меры поддержки молодых ребят, которые есть сейчас у нас в России. Это действительно сдвинуло с такой точки, и мы это видим сейчас, особенно, работая с молодёжными сообществами научными со всей страны.
- Поддержка молодых учёных - я так понимаю, что под словом "поддержка" имеется не только моральная? В каком виде она происходит? Её можно потрогать, пощупать? Это жильё, высокие зарплаты?
- Я бы сказал, что это такая деятельность, которая бьёт со всех фронтов. Мы буквально две недели назад общались с коллегами из "Инопрактики" - это московская компания, которая занимается различными исследованиями государственных процессов. В том числе, мы советом обсуждали вопрос: "А что с учёными? Почему их не хватает?" Мы с этой позиции заходили.
Когда мы сложили те потребности, которые есть, и те меры поддержки, которые имеются на сегодняшний день, мы увидели, что они перекрывают всё.
А это касается, в первую очередь, если мы возьмём социальные условия, - это гарантии заработной платы, это связано с майскими указами. Это меры поддержки, связанные со стипендиальным обеспечением аспирантов - если ты находишься на базовом треке своей карьеры, это, соответственно, возможность получить поддержку в сфере покупки жилья. Сейчас есть такие программы расширены именно для молодых учёных.
- Хочется вернуться в те времена, когда ты приходишь в гости, и тебе с гордостью говорят: "это профессорская квартира". Потому что мы прекрасно понимаем, что труд учёного - это мыслительный процесс, который по большому счёту невидим, но там на самом деле всё очень глубоко.
- Конечно. Создание нового знания - назовём это так. Из нового знания получаются новые технологии. Из новых знаний появляются новые образовательные программы. Это действительно трудоёмкий процесс. Не зря говорят биологи, деятельность мозга занимает большую часть энергии, которую организм наш вырабатывает. Это действительно трудозатратная деятельность, и она должна соответствующим образом подпитываться.
С другой стороны, это должны быть для ребят (и они существуют) программы тревел-грантов и мероприятия, которые позволяют объединяться, общаться. Причём не накладывающие нагрузку на управляющую организацию. Это фестиваль науки, это конгресс молодых учёных, который уже третий пройдёт в городе Сочи, который объединяет порядка 3,5 тысячи молодых учёных. Это три дня мероприятия, которое тебя просто переворачивают - ты находишь новых коллег, новые идеи, новые задачи, ты уходишь в мультидисциплинарные направления. Вот таких вещей должно быть больше.
Это, соответственно, определённые меры поддержки, которые связаны со стремлением ряда ребят выходить уже на экономику. Это особенно актуально для IT-направления, когда ребята хотят сразу видеть свой продукт помогающим улучшить жизнь. То есть, не всегда здесь идёт подоплёка финансовая.
Мы изучали результаты опросов. Для многих учёных очень важно признание - и для молодых в том числе. То есть, когда их работа, их результаты научной деятельности где-то будут востребованы. Не в первую очередь это всё-таки деньги, мотивация у этих людей всё-таки немножко другая.
- Но опять же, вспоминаю былые времена. Были какие-то публикации, научные труды. Очень гордо звучало, когда твой труд был опубликован в каком-то общем доступе. Понятно, что с появлением интернета любой блог может принять в себя всё, что ты захочешь. Но, мне кажется, создание какой-то такой платформы, на которую реально будет попасть только в исключительном случае, когда твоя работа действительно имеет значение, это будет очень круто.
- Вы знаете, я думаю, что может быть даже нас ждёт некий тренд - мы с коллегами его обсуждали. Дело в том, что сейчас у нас век перенасыщения информацией. Докопаться до первоисточника очень тяжело. И по сути дела учёный - академический, вузовский - не важно - который пользуется стандартными методами работы с информацией, в будущем будет являться, наверное, одним из основных источников достоверной информации по тем или иным направлениям. Это те люди, которые будут нести кладезь первоисточника.
- Сейчас образ молодого учёного меняется? Насколько существуют гендерные различия? Много ли мужчин, много ли женщин идут в науку? Насколько, в принципе, перспективен Сахалин для людей, которых мы бы хотели сюда привлечь?
- Конечно, про образ - это очень интересно. Образ молодого учёного сейчас в некоторых картинах и сериалах состоит из определённых клеше. Но факт состоит в том, что сейчас молодой учёный - это более открытый, более активный, более мобильный человек, нежели сформированное клише учёного из НИИ. В том числе, это задача, которая на федеральном уровне перед нами стоит, - создавать такие сообщества, объединять, чтобы эти ребята не были какими-то затворниками в какой-то келье. Это совершенно иной, успешный человек. Потому что вузы сейчас дают возможность улучшать жилищные условия.
СахГУ сейчас является участником программы "Приоритет 20\30", в которой заложены показатели, связанные с привлечением молодых учёных. Соответственно, там есть средства для того, чтобы молодые ребята организовывали проекты. Есть единственный только момент, если мы вернёмся к Сахалину, - иногда представляют молодого учёного, что он находится один и сам делает науку. Это сложно представить, потому что для того, чтобы учёный случился, должна быть среда, должна быть группа, руководитель, лаборатории и т.д..
Сейчас мы начинаем с этого. Мы пересобираем существующие коллективы, мы приглашаем новые с учётом тех направлений, которые актуальны для региона. А дальше на этот "клей" мы начнём уже притягивать молодёжь.
Неважно, Сахалин, Москва, Санкт-Петербург - дети везде талантливые. И нужно создать эту среду.
- Я вас прекрасно понимаю, потому что в одиночку будет сложно что-то придумать. Представим такую ситуацию: человек уже отучился, он уже успешно работает. Но при этом у него есть какие-то свои наработки. Он может к вам обратиться со своими разработками? Вдруг он будет полезен и интересен.
- Вы знаете, в практике работы неоднократно такое встречалось. Приходили люди, которые имеют сверхкомпетенцию в своей сфере. Он знает, понимает, или умеет что-то улучшить. И были люди, которые приходили в университет. Мы находили точки соприкосновения.
Помню, на моей практике возникали стартапы, которые связаны с начальным образованием, совместно с людьми, которые давно работают в образовании. Из этого родилась совершенно новая методика, которая в регионе получила распространение.
Есть такое понятие "третья миссия университета" - университет должен быть проводником культуры, науки, образования. И не только проводником - он должен принимать сигналы, которые имеются в обществе, и стараться их удовлетворять.
- А как вообще выглядит вся эта история шаг за шагом? Как проходит процесс становления учёного?
- Он хаотичен и полон случайностей. Первое - это мотивация, это то, что сдвинет ситуацию с места. Если у студента есть мотивация и он готов этим заниматься, то это уже хорошо. И если он проявляет желание. Есть, конечно, у нас институт кураторства для того, чтобы привлекать студентов, и они имели возможность попробовать себя. Дальше в течение времени обучения вся эта масса перемалывается. К концу обучения появляется тот, кто готов остаться либо в университете, либо идти дальше. А далее всё зависит от свободных ниш, поскольку в каждой науке есть что-то неизведанное. Здесь очень много переменных. Но самое главное - это мотивация и наличие среды.
- Не могу не спросить, насколько СахГУ морально, материально и технически готов к этому процессу развития и взращивания?
- Готовится и быстрыми темпами - наука за наукой, дисциплина за дисциплиной. Ряд направлений мы перевернули, привлекли партнёров. Сейчас будет очень много возможностей. Среда по этому блоку уже есть и сегодня. По другим направлениям работа тоже идёт шаг за шагом.
Мы говорим о том, что окружающая инфраструктура - это суперважно. Но мы рассматриваем будущий кампус как точку, в которую мы сможем собрать все имеющиеся в том или ином виде интеллектуальные ресурсы.
Мне кажется, что это основная идея - всех собрать в одном месте. Это то, что как раз даст толчок или прорыв для каких-то направлений.
- Это здорово, в моём понимании, что вы занялись всем этим процессом. Это большая радость и гордость для Сахалина. Спасибо большое.
Источник: astv.ru