Председатель Правительства осмотрел новые учебный и досуговый корпуса и встретился с молодыми учёными и преподавателями СУНЦ.
Специализированная физико-математическая школа в Новосибирске была учреждена постановлением Совета Министров СССР 23 августа 1963 года по предложению академика М.А.Лаврентьева, став начальным звеном триединой системы подготовки кадров для науки: «школа – университет – академия наук». Цель создания физико-математической школы – выявление детей, проявивших склонности и способности к изучению математики, физики, а в дальнейшем химии и биологии, и создание условий для развития творческих способностей школьников, их самостоятельности, интереса к научной деятельности.
Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля является структурным подразделением Новосибирского национального исследовательского государственного университета.
В СУНЦ НГУ 550 учащихся проживают в условиях интерната. Их обучают более 240 высококвалифицированных преподавателей (44% с учёной степенью), которые объединены в 9 кафедр. Более половины преподавателей – учёные Сибирского отделения РАН, преподаватели Новосибирского государственного университета.
Приём учащихся в СУНЦ производится по результатам обучения в Летней физико-математической и химико-биологической школе, в которой ежегодно обучается более 800 детей из 54 регионов России и иностранных государств. Школьники, успешно участвующие в олимпиадах, могут поступить в СУНЦ НГУ по результатам Летней смены олимпиадной подготовки, которая проводится ежегодно в июне.
Учебный и досуговый корпуса СУНЦ НГУ – это масштабный проект создания школьной инфраструктуры по современным международным стандартам, реализованный в рамках первой очереди строительства кампуса мирового уровня НГУ.
Вместимость учебного корпуса общей площадью более 11,5 тыс. кв. м – 625 учеников. Учебные аудитории оборудованы современной эргономичной мебелью, мультимедийными панелями, короткофокусными проекторами и учебными досками на основе магнитно-маркерного покрытия. В классах предусмотрено акустическое покрытие потолков, шумоизолирующие двери, управляемая система приточной вентиляции. Инженерная лаборатория оборудована специализированной мебелью для занятий робототехникой, монтажными столами, паяльными станциями, столярными верстаками, слесарными, токарными, точильными и сверлильными станками, 3D-принтером. Химические лаборатории оснащены подвесными системами с подачей электричества, сжатого воздуха, вакуума, технологических газов, воды, вытяжными зонтиками, шкафами безопасного хранения легковоспламеняющихся жидкостей. В биологических лабораториях предусмотрены боксы биологической безопасности, экобокс для контролируемого выращивания растений.
Трёхэтажный досуговый центр площадью более 8,5 тыс. кв. м соединён с учебным корпусом подземным переходом. Здесь будет работать музыкально-репетиционный комплекс со студией звукозаписи и видеостудией, танцевальным и хоровым залами, помещениями для индивидуальных занятий на музыкальных инструментах. В спортивном блоке общей вместимостью 100 человек находится большой многофункциональный спортивный зал, галерея с беговой дорожкой, четыре малых зала для отдельных видов спорта (ЛФК, аэробика, настольный теннис, тренажёрный зал), помещения для переодевания с душевыми и санузлами. Трансформируемый актовый зал на 580 человек, оснащён современным аудиооборудованием, Led-видеостеной 9,7х5,4 м., системами освещения сцены со спецэффектами. В досуговом центре организованы библиотечный комплекс с зонами музея и коворкинга, обустроенные рекреации для комфортного самостоятельного отдыха и досуга обучающихся. Будет функционировать планетарий, вмещающий 35 человек.
Особое внимание в концепции нового кампуса уделялось вопросам безопасности. Так, в помещениях учебного корпуса и досугового центра СУНЦ реализована система контроля и управления доступом с помощью мультиформатных считывателей, при которой осуществляется персонализированный доступ в помещения кампуса. В каждом классе предусмотрена система СКУЭ – контроль и управление электрификацией помещения: при возникновении чрезвычайной ситуации на расстоянии вытянутой руки от рабочего места преподавателя есть кнопка СКУЭ, при нажатии на которую обесточивается весь кабинет. В зданиях предусмотрена многоуровневая система противопожарной защиты.
Учебный процесс в новых зданиях начнётся 1 сентября 2024 года.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Здравствуйте, дорогие друзья!
Мне очень приятно быть у вас здесь. Мы все с нетерпением ждали открытия этого замечательного досугового центра, учебного корпуса, общежитий.
Вообще в Новосибирске особенная атмосфера, научная атмосфера. Новосибирский Академгородок – уникальное место, известный на весь мир исследовательский центр. И с самых первых дней здесь было всё заложено по принципу, о чём сказали уважаемые академики, знаменитого академика Лаврентьева, по принципу треугольника. Он считал связь науки, кадров и производства – сейчас это называют ещё и бизнесом – важнейшей частью Академгородка.
Только что мы посмотрели новый кампус, порадовались. Хочу сказать спасибо в первую очередь Виктору Владимировичу Харитонину, который фактически обеспечил внебюджетные источники финансирования. Обязательно надо выразить благодарность тем, кто сделал такое доброе дело для всей страны, я считаю. Потому что вы работаете со всей страной.
Уже через месяц здесь закипит новая жизнь. Летняя школа откроется. Потом по результатам летней школы будет осуществлён набор или добор в СУНЦ. По сути, это будет перезагрузкой всего того, чем всегда был славен Новосибирск.
60 лет назад Академгородок и сама физматшкола были прорывом для страны. И всё здесь было новым. Новые идеи, подходы к обучению, образовательные программы, когда учёные, академики занимались с детьми. И статус преподавателей был очень высоким. А особенно важно, что мощные точки роста индивидуальных компетенций есть не только в столице.
Они растут по всей стране. И талантливые ребята из других российских регионов, из‑за рубежа стремятся сюда не меньше, чем в столицу, чтобы получить качественные знания.
Хочу сказать, что я с нашими «Лидерами России», победителями этого конкурса, которые приехали сюда, с двумя Ильями и Вероникой, говорил, и они уже начали шептаться, как бы попробовать, чтобы их дети тоже приехали сюда учиться. Это, пожалуй, высшая оценка тому труду, который вкладывали сюда на протяжении многих лет.
Здесь для исследователей созданы все условия. В Академгородке действует 30 научных учреждений Российской академии наук. Новосибирск и в целом область не утратили своего авторитета в области науки, инноваций и по сей день.
Этот кампус, хочу сказать, только первая очередь. Его строительство будет продолжено. Впереди у нас ещё три корпуса, такие же современные, функциональные пространства для исследований, учёбы, занятий наукой. Создание кампусов мирового уровня – это лишь один из инструментов, которые университетам нужно использовать.
В новом национальном проекте «Молодёжь и дети» уделено существенное внимание «Приоритету-2030», развитию передовых инженерных школ, центров мирового уровня – в общем, всей линейке инструментов, которыми занимается государство и о которых постоянно говорит наш Президент. Потому что невозможно достигнуть национального суверенитета и национальных целей развития, не занимаясь наукой и образованием.
Вместе с этим приходит и большая ответственность. Это значит, что в ближайшие три-пять лет мы должны будем увидеть и первые результаты, а именно новые технологические решения, продукты, созданные в кооперации с компаниями реального сектора экономики. И сегодня, когда стоят задачи по укреплению технологического суверенитета, именно новосибирский Академгородок, университет не могут оставаться в стороне, должны быть таким же драйвером, как СУНЦ НГУ в системе школьного образования.
Я искренне желаю, чтоб вам тут было интересно учиться, работать, совершать научные открытия. Вы все уже лидеры в своих областях.
Кто‑то из вас примет участие в конкурсе для руководителей нового поколения, который так и называется – «Лидеры России». Когда‑то это сделала ваш директор Людмила Андреевна Некрасова и в нём победила. Сегодня приехали к нам также другие выпускники – победители проекта «Лидеры России». Вероника Прищепа, которая тоже окончила СУНЦ Новосибирского государственного университета. Илья Меньшиков и Илья Косых – все они в разные годы были победителями конкурса. Было очень приятно, ребята, быть вашим наставником, но я скажу, что и я у вас учился и продолжаю учиться. Узнаю, что происходит в разных областях науки, технологий, бизнеса.
Давайте поговорим. Если есть какие‑то вопросы, я с удовольствием на них отвечу.
Л.Некрасова (директор СУНЦ НГУ): Спасибо большое, Михаил Владимирович, я по праву начальника начну.
Михаил Владимирович, мы видим и чувствуем многочисленные меры поддержки, которые оказываются как организациям, которые готовят молодых учёных, так и самим молодым учёным Благодаря изменениям в законе об образовании выстроена система финансирования СУНЦ таких же организаций, как и наша. Произошли изменения в правилах приёма в высшие учебные заведения, которые позволяют давать дополнительные баллы выпускникам СУНЦ. Упрощена система выдачи жилищных сертификатов, и наши коллеги этим пользуются.
Скажите, пожалуйста, а какие ещё меры планируются, предполагаются в этой области?
М.Мишустин: Здесь очень много различных мер поддержки, которые реализуются государством. Назову важнейшую. Это президентская стипендия адъюнктам и аспирантам, которые проводят научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития России. 75 тыс. рублей ежемесячно. Она была учреждена в конце прошлого года. Я знаю, что это была президентская инициатива.
Увеличены 8 именных стипендий. Долго обсуждали. До 15 тыс. рублей – для студентов и до 20 тыс. рублей – для аспирантов. Потому что они были какие‑то совсем уж – по несколько сотен рублей. Это тоже сделано. Доработана и процедура их назначения и выплаты. Я знаю, что Министерство науки и высшего образования занималось методикой, для того чтобы всё было честно. До конца года, Валерий Николаевич (обращаясь к В.Фалькову), если я правильно помню, мы распространим выплату этих стипендий ещё по 12 направлениям. 12 таких стипендий ещё будет.
В рамках обновлённой программы мегагрантов проводится специальный конкурс для привлечения молодых перспективных исследователей. На реализацию этого проекта по каждому направлению выделяется в течение 2 лет по 15 млн рублей ежегодно. И есть возможность продлевать такую субсидию ещё на 2 года, если всё делается в соответствии с теми нормативами, которые есть у министерства.
В числе социальных мер могу назвать тоже очень важную – это служебное жильё. Я университеты посещаю, все говорят об этом. Также очень востребованы жилищные сертификаты. В прошлом году расширили критерии этой программы. Теперь их могут оформить молодые научные и научно-педагогические работники – именно научных организаций и высших учебных заведений. Причём вне зависимости от ведомственной принадлежности. Это был барьер, который сняли.
За последние полгода около 100 молодых учёных обратились за сертификатом. Скажу, что большинству из них уже заявки все одобрены.
Материальная сторона вопроса, конечно, очень важна. Но для исследователя очень большое значение имеет, я уверен в этом, научная среда и возможности осуществлять свои исследования, условия, где можно все свои идеи отрабатывать. Сейчас для этого очень многое делается. В первую очередь мы на базе вузов создаём молодёжные лаборатории. Их уже создано более тысячи по всей стране.
По поручению Президента сейчас формируем новые национальные проекты, в том числе «Молодёжь и дети» и «Кадры». Планируем в них включить все мероприятия по поддержке молодых учёных и молодых исследователей. Это примерно то, чем можно пользоваться.
Л.Некрасова: Спасибо, Михаил Владимирович. Позвольте Вам представить Анастасию Андреевну Галактионову, она математик, руководит направлением математики в летней школе и является научным сотрудником Института вычислительной математики.
А.Галактионова: Здравствуйте, Михаил Владимирович. У меня вопрос как у преподавателя. Я знаю, что в своём Послании Федеральному Собранию Президент поручил с 1 сентября этого года провести пилотный проект, направленный на увеличение размера оплаты труда для научно-педагогических работников, которые преподают фундаментальные дисциплины. Хотелось бы узнать, что входит в этот проект, в чём он будет заключаться и войдёт ли наш университет в число университетов, в которых он будет реализовываться.
М.Мишустин: Спасибо, Анастасия Андреевна, за отличный вопрос. Скажу сразу, что я всецело поддерживал, когда говорил с Президентом, такой «пилот», поскольку фундаментальные науки надо было поддержать с точки зрения ориентации на них в том числе и педагогов.
Под фундаментальными науками обычно мы подразумеваем физику, математику, химию, биологию, информатику…Что ещё?
Вы понимаете, сейчас уже очень сложно определять, что такое фундаментальная наука в XXI веке. Если раньше была физика, химия, математика и биология, то сейчас на смежных направлениях развития науки очень много специальных дисциплин. А искусственный интеллект? И сильный преподаватель, который умеет пользоваться самыми сложными алгоритмами, войдёт туда или нет? Почему я это говорю? Потому что нам было сложно – с Валерием Николаевичем, с коллегами мы советовались – определить именно перечень, по которому надо стимулировать фундаментальные науки.
Именно поэтому мы решили сделать «пилот». Очень чётко подошли к этому, отработали, посмотрели на смежные специальности. И выбрали 50 инженерных школ, в которых мы начнём такой «пилот». Уже фактически все решения приняты, 1,5 млрд рублей выделено на это. Теперь будем смотреть, как это будет работать.
Хочу обрадовать вас – НГУ входит в перечень передовых инженерных школ. Поэтому здесь также этот эксперимент будет работать. Я всецело это поддерживаю. Обязательно надо поддерживать тех преподавателей, которые несут именно фундаментальные знания, от которых потом произрастают – слово «нефундаментальные» знания сказать неправильно, – и другие отраслевые науки и дисциплины.
Л.Некрасова: Спасибо большое, Михаил Владимирович. Позвольте Вам представить Алексея Юрьевича Фёдорова. Он не только наш преподаватель, он является штатным сотрудником центра коллективного пользования «СКИФ». Широко уже известная установка «мегасайенс» хоть и строится, но Алексей Юрьевич уже на ней работает.
А.Фёдоров: Да, Михаил Владимирович, я работаю в ЦКП «СКИФ», СУНЦ НГУ. Достаточно активно развивается и кампус, и ЦКП «СКИФ» строится. В этом году завершается реализация нацпроекта «Наука и университеты», по которому всё это так активно развивается.
У меня вопрос: как в дальнейшем планируется – какие источники финансирования будут для развития кампуса и ЦКП «СКИФ»?
М.Мишустин: Ничего не закончится, просто это разные формы. Это национальный проект был. Сейчас в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» будут продолжены все мероприятия в сфере науки и образования. У нас по поручению Президента идёт активная подготовка новых национальных проектов. Мы ещё пока до конца их облик, скажем, не завершили. Будем Президенту докладывать в сентябре. Идёт стратегическая работа, чтобы не упустить ничего из направлений нашей работы. Но сразу скажу тебе, что в рамках национального проекта по обеспечению технологического лидерства будут продолжены все основные мероприятия, в том числе по национальному проекту по науке и образованию. И в эти национальные проекты войдут мероприятия, связанные с проведением научных исследований для развития отечественных технологий, подготовкой нужных экономике кадров.
У нас есть специальный национальный проект «Кадры» – по поручению Президента, он уже так назван, и есть нацпроект «Молодёжь и дети». Мы включим, я уже сказал, программу «Приоритет-2030» туда, передовые инженерные школы, программы по созданию современных кампусов мирового уровня, капитальному ремонту общежитий высших учебных заведений, вовлечению вообще молодых людей в науку, молодёжные лаборатории. Эта сфера у нас в числе приоритетных, особенно когда стоят такие масштабные задачи перед всей страной, как укрепление нашего промышленного, технологического, финансового, экономического суверенитета по всем направлениям. Поэтому всё будет продолжено.
Тебе удачи, Алексей. Очень приятно, что ты в таком молодом возрасте уже сотрудник СКИФа, это серьёзно.
Источник : government.ru