Российское образование, в том числе высшие учебные заведения, в этом году ждёт очередная волна изменений. В вузах они, прежде всего, связаны с расширением целевого обучения в интересах конкретных работодателей. В стране сохраняется дефицит специалистов во многих сферах, продолжается переход на отечественные ИТ-решения в рамках достижения т.н. технологического суверенитета. Однако существуют и более глобальные тренды, которые заключаются, в том числе в переосмыслении ролей преподавателей и студентов в образовательном процессе.
Наиболее результативные подходы к решению назревших вопросов в системе высшего образования старались найти и участники, и организаторы форума управления совершенным образованием НИТИ, который прошел в МГИМО.
Одним из последних нововведений в системе образования стало разделение образовательного пространства на три части: универсальные компетенции, выбор студента и профили, которые остались в университете. О ключевых изменениях в вузах журналист издания «Московские ведомости» поговорила с участником форума, выступившей с докладом о трансформации учебного процесса в университетах, руководителем АНО «Кампус БИМ» Таисьей Погодаевой.
— Таисья Владимировна, какие три фактора влияют на реализацию проектов трансформации в образовании?
— Первый фактор – наличие сильного лидера, то есть руководства. Вторым является команда, а третьим – осознание необратимости изменений. Все должны понимать, что изменения нельзя остановить. Когда у людей появляется ощущение необратимости изменений, то они перестают им сопротивляться.
— Можно ли назвать индивидуализацию образования одним из главных изменений?
— Да, это основная характеристика в модели образования. Каждый студент субъектен, поэтому он должен участвовать в формировании своего образовательного пути. Обучение в университете – это очень важный шаг, и студент должен по-настоящему в нём участвовать. Нельзя научить студента быть субъектным, не давая ему права выбирать и конструировать учебный план, а также нести за него ответственность. Миру нужны ребята, которые готовы брать ответственность за себя, ставить цели, планировать, реализовывать свои планы и не бояться изменений. Этому нужно где-то учиться, но если школы, университеты, родители подавляют в молодом человеке субъектность, то мы получим только инфантильных людей, неумеющих принимать решения.
Студент и университет разделяют ответственность за свой образовательный маршрут. Мы можем дать качественное и избыточное образовательное пространство, а они точно справятся с тем, чтобы выбрать то, что им действительно интересно.
— Как ещё можно улучшить образовательный процесс?
— Во-первых, образовательный процесс – это люди. Нельзя изменить образовательное пространство, при этом не работая с коллективом. Работа с педагогами, со студентами – это один из способов повысить качество. Во-вторых, нужно создать среду, которая способствует вовлечению в образовательный процесс. Я не верю во внешнюю мотивацию, она может быть только внутренней. Нужно помочь студенту найти внутреннюю опору и научить работать с постановкой и реализацией целей. Навязать это не получится.
— Как преподаватели отнеслись к таким изменениям?
— Конечно, люди не так легко меняются, но если в человеке есть внутренний задор, желание что-то делать, то это надо поддерживать. Мы много работали с преподавателями. У нас была большая многоэтапная программа обучения и методической поддержки преподавателей. Самое главное – с людьми надо работать. Если руководство хочет, чтобы педагоги владели современными педагогическими технологиями – надо организовать место, где они могут это получить.
Источник : mosvedomosti.ru