Часто задаваемые вопросы

Нужно ли предоставлять оригиналы документов? Если «да», то в какие сроки? Должны ли оригиналы быть сшиты?
Специальных требований к предоставлению оригиналов документов заявки не установлено. Отсутствие оригиналов документов не является основанием для отказа в рассмотрении заявки.
Какими документами подтверждается потребность в местах для проживания обучающихся, НПР, научных сотрудников и иных категорий в городе реализации проекта по созданию кампуса, софинанисирование из различных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации: справками министерства образования субъекта Российской Федерации, или вся информация заполняется в паспорте проекта, который прилагается к заявке?
Достоверность информации, представленной в паспорте, гарантируется лицом, подписавшим заявку. Дополнительных требований к подтверждению данных, указываемых в паспорте, не предъявляется. Вместе с тем, инициатор проекта может на свое усмотрение приложить к заявке документы, подтверждающие или дополняющие информацию, представленную в паспорте. В их числе могут быть справки министерства образования субъекта Российской Федерации.
Какие документы необходимо представить «в случае, если в составе участников проекта заявлены федеральные государственные бюджетные/автономные образовательные учреждения высшего образования, не подведомственное Минобрнауки России»? Если это письмо поддержки, то какая информация в обязательном порядке должна в нем содержаться? Есть ли примерная форма?
Документы, подтверждающие поддержку реализации проекта федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся федеральные государственные бюджетные/автономные образовательные организации высшего образования, участвующие в проекте, должны содержать однозначную позицию федерального органа исполнительной власти по участию подведомственной организации в проекте. Таким документом может быть письмо соответствующего федерального органа исполнительной власти в адрес Минобрнауки России. Специальных требований к этому письму не установлено.
Необходимо ли предоставление письма поддержки университетов, подведомственных Минобрнауки России? Каким образом должно быть подтверждено участие тех или иных лиц в реализации проекта (п. 1.2. паспорта проекта)?
Инициатор проекта вправе приложить письма-подтверждения от участников проекта, выполненные на бланке участника за подписью руководителя. В таком письме в свободной форме подтверждается согласие участника на участие в проекте и приводится краткое описание его роли, согласно информации, представленной в п. 1.2. паспорта проекта. При этом обязательным предоставление документов, подтверждающих поддержку реализации проекта, является только для федеральных государственных бюджетных/автономных образовательных организаций высшего образования, не подведомственных Минобрнауки России.
По тексту распоряжения Минобрнауки России от 9 июня 2021 г. № 194-р и приложений к нему встречается понятие «проект (проекты)». Кроме того, в дополнительных критериях указано «применение энергоэффективных и экологических технологий», что в свою очередь может быть прописано в окончательно выполненной проектной документации на строительство. Значит ли это, что заявителем должен быть представлен полный комплект проектно-сметной документации?
Непредоставление полного комплекта проектно-сметной документации не является основанием для отклонения участия заявки в процедуре определения. В случае отсутствия проектно-сметной документации возможно указать в паспорте информацию о планируемых при реализации проекта технологические решения для обеспечения энергоэффективности и экологичности эксплуатации кампуса.
Формируемый проект будет реализовываться на территории Московской агломерации. Перечисление всех вузов на территории Москвы займет не одну сотню строк формы. Как можно более лаконично заполнить этот пункт?
Учитывая специфику предполагаемой территории реализации проекта, возможно указать несколько наиболее крупных организаций на выбор инициатора проекта, а также указать общее число образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории реализации проекта.
Просим уточнить, является ли инициатором проекта высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а ВУЗ – только в случае реализации проекта с применением механизмов государственно-частного партнерства?
В случае, если проект планируется реализовывать с применением механизмов государственно-частного партнерства [концессия) при условии исполнения в рамках реализации соглашения о государственно-частном партнерстве [концессионного соглашения) обязанностей публичного партнера [концедента) Российской Федерацией, инициатором проекта являются образовательная организация высшего образования, на территории которой планируется реализация проекта, а также частный инвестор. Во всех остальных случаях в роли инициатора проекта выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Создание нового кампуса предполагается на новом земельном участке или возможна модернизация на существующем?
Проект может быть реализован как на новом земельном участке, так и на существующем.
В случае признания заявителя победителем конкурса, средства, которые могут быть получены от Министерства направляются исключительно на строительство или возможно также для проведения капитального ремонта [реконструкции) существующих строений?
В случае признания заявителя победителем конкурса, средства могут быть направлены исключительно на реализацию заявленного проекта.
Являются ли отсекающими критерии «Население города, на территории которого планируется реализация проекта по созданию кампуса, составляет не менее 300 тысяч человек» и «В городе реализации проекта по созданию кампуса располагается не менее 4 образовательных организаций высшего образования»?

Отсекающих критериев для участия в процедуре отбора не предусмотрено. При этом будет произведена оценка соответствия инвестиционного проекта критериям отбора проектов по созданию современных университетских кампусов мирового уровня, утвержденных распоряжением Минобрнауки России от 9 июня 2021 г. № 194-р, в том числе в части возможности не учитывать следующие критерии:

  • потребность в местах для проживания обучающихся, научно-педагогических работников, научных сотрудников и иных категорий в городе реализации проекта по созданию кампуса не менее 2,5 тысяч мест с учетом текущего дефицита мест, а также прогнозного дефицита, отраженного в программах развития образовательных организаций высшего образования;
  • население города, на территории которого планируется реализация проекта по созданию кампуса, составляет не менее 300 тысяч человек;
  • в городе реализации проекта по созданию кампуса располагается не менее 4 образовательных организаций высшего образования,

в случаях:

  • размещения кампуса на территории или наличия в составе кампуса территории, в отношении которой установлен особый режим осуществления деятельности и территории с особым режимом государственного управления (особая экономическая зона, территория опережающего социально-экономического развития, территория опережающего развития, федеральная территория);
  • наличия подтвержденных кооперационных связей с индустриальными и технологическими партнерами, участия в реализации макрорегиональных и региональных проектов в области специализации кампуса;
  • создания кампуса на базе региональной образовательной организации высшего образования.
Есть ли какие-то требования к вузам-участникам: могут ли они быть негосударственными / моложе 5 лет?
Ограничений по допуску к участию в отборе образовательных организаций высшего образования не предусмотрено.
Какие именно параметры проекта необходимо указать в пункте заявки «Наличие отдельного решения по проекту, закрепленного распорядительными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации»? Какого типа документы могут подтверждать наличие отдельного решения по проекту, закрепленного распорядительными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации? Нужны ли копии документов?
Подтверждением отдельного решения по проекту, закрепленного распорядительными актами Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, могут выступать постановления и/или распоряжения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по созданию кампуса или иной инфраструктуры для проживания обучающихся, научно-педагогических работников, научных сотрудников и других категорий работников образовательных организаций высшего образования на территории реализации проекта. В случае наличия такого решения в паспорте указываются его реквизиты. Приложение копии не является обязательным, при этом участник процедуры определения вправе приложить к обращению документы, подтверждающие и/или дополняющие информацию, содержащуюся в паспорте.
Какой документ подтверждает наличие сформированного земельного участка? Достаточно ли указать его кадастровые номера?
В соответствии с рекомендуемой формой паспорта проекта по земельному участку предоставляется следующая информация: местоположение с указанием кадастрового номера, площадь и иные базовые характеристики выбранного земельного участка, действующие обременения или ограничения прав на земельные участки. При отражении в паспорте указанной информации подтверждающие документы представляются на усмотрение инициатора проекта.
Достаточно ли для соответствия критерию «Наличие подтвержденной субъектом Российской Федерации готовности финансирования и обеспечения планируемого к созданию объекта сетями инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры» утвержденной градостроительной документации, которая предполагает обеспечение территории кампуса необходимой инфраструктурой?
Утвержденная градостроительная документация, которая предполагает обеспечение территории кампуса необходимой инфраструктурой, может выступать подтверждением готовности обеспечения планируемого к созданию объекта сетями инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры. Также в качестве подтверждения готовности финансирования объекта могут выступать документы стратегического планирования субъекта Российской Федерации на уровне программирования и планирования, содержащие сведения о запланированных на эти мероприятия объемах финансирования.
Достаточно ли перечня проектов по развитию инфраструктуры университетов-бенефициаров для соответствия критерию «Информация о проектах по развитию инфраструктуры университетов-бенефициаров проекта с использованием государственной поддержки, реализованных / реализуемых в течение последних 5 лет»?
При наличии соответствующей информации целесообразно также кратко отразить основные параметры реализованных проектов по развитию инфраструктуры университетов-бенефициаров.
В критериях указан показатель доступности инфраструктуры кампуса жителями города, в котором встречается термин «общегородская территория». Просим уточнить, что это за территория?
Имеется в виду доступность инфраструктуры кампуса для жителей города – наличие общедоступных территорий, открытых общественных зон, которые могут быть использованы всеми жителями города беспрепятственно.
В критериях указано требование наличия маркетингового исследования общественного мнения… Эти исследования должны быть проведены среди обучающихся и сотрудников всех ВУЗов – участников проекта или только ВУЗа – инициатора проекта?
Методика проведения исследования определяется заявителем, исходя из специфики создаваемого объекта, а также количества участников проекта. В случае, если результаты маркетингового исследования будут однозначно свидетельствовать об общественном мнении в отношении потребности в создании кампуса, оно будет учитываться при процедуре определения проектов.
В части, касающейся требований к сформированному земельному участку: какой это должен быть земельный участок и кем он должен быть сформирован?
Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать создаваемым объектам кампуса. В случае наличия обременений информация о них указывается в соответствующем разделе паспорта проекта. Принадлежность земельного участка определяется формой и уровнем реализации проекта.
Какой порядок подтверждения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации потребности в местах для проживания или размещения обучающихся, научно-педагогических работников, научных работников и иных категорий сотрудников образовательных организаций высшего образования и научных организаций, планируемых к созданию в рамках инвестиционного проекта?

В соответствии с утвержденной заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации А.Р. Гатиятовым 8 февраля 2022 г. «Документацией о процедуре определения инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется в соответствии с Положением о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2021 г. № 1268» (далее – Документация, Постановление), заявитель предоставляет в составе заявки в соответствующих разделах паспорта, а также, в случае необходимости, дополнительных подтверждающих документов, информацию о потребности в количестве новых мест для размещения обучающихся, научно-педагогических работников, научных работников и иных категорий сотрудников образовательных организаций высшего образования и научных организаций.

В соответствии с п. 4.3.4. указанной Документации в течение 5 рабочих дней со дня признания заявки, соответствующей требованиям, Министерство подтверждает государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», осуществляющей функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам реализации проектов по созданию кампусов в соответствии с Постановлением, потребность субъекта Российской Федерации в количестве новых мест для размещения обучающихся и сотрудников образовательных организаций высшего образования, указанную в заявке, определенную на основании подходов, предусмотренных Документацией.

Отсутствует опубликованный Рейтинг университетов по экспортному потенциалу, определенный в соответствии с методикой Минобрнауки России. Ввиду отсутствия данных, по занимаемым бенефициарами проекта местам была представлена информация о численности иностранных студентов. Допустимо ли такое заполнение? Если нет, то каким образом заполнять данный пункт?
Методика оценки экспортного потенциала образовательных организаций высшего образования утверждена Заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 1 ноября 2020 года. В случае невозможности предоставления информации по рейтингу (месту в рейтинге), в соответствующем разделе паспорта допускается указывать значения ключевых показателей форм №1-Мониторинг и №1-Мониторинг-МД, свидетельствующих о сравнительных преимуществах организаций, расположенных на предполагаемой территории реализации проекта, в области экспорта образовательных услуг, либо расчёт интегральных показателей, выполненный с использованием упомянутой методики.
В разделе «Демографические характеристики» требуется указать ранг территории реализации проекта по коэффициенту миграционного прироста населения. Где взять информацию?
Информация представлена в Статистическом бюллетене «Численность и миграция населения Российской Федерации» (раздел 1.10), он доступен на официальном сайте Росстата (https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283).
В каком формате указывать количественный вклад проекта в достижение показателей стратегических документов (%, абсолютные значения, периоды)?
Вклад проекта в достижение целевых показателей документов стратегического планирования может быть указан как в процентах, так и в абсолютных значениях (в зависимости от характера показателя). Период, за который целесообразно указать вклад проекта, должен соответствовать периоду, в котором определены значения целевых показателей в соответствии с утвержденными документами стратегического планирования, но не ранее срока начала реализации проекта (представить оценку вклада можно как по годам, так и на итоговый год горизонта планирования соответствующего документа стратегического планирования).
Где взять официальный перечень перспективных и востребованных специальностей и профессий будущего?
Потребность в перспективных и востребованных специальностях может быть определена на уровне субъектов Российской Федерации на основании прогноза потребностей в кадрах в разрезе уровней профессионального образования, подготовленных субъектами Российской Федерации на основании Методики определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, утвержденной приказом Минтруда России от 31 марта 2021 г. №191н. Такой прогноз может входить в состав стратегии социально-экономического развития субъекта, или быть утвержден самостоятельно. На уровне Российской Федерации востребованность может быть оценена на основе прогноза баланса трудовых ресурсов, который ежегодно готовит и публикует Минтруд России. Соответствие «профессиям будущего» может быть обосновано на основании «Атласа новых профессий», подготовленного Агентством стратегических инициатив, совместно с Worldskills Russia и другими, а также на основании исследований ведущих рейтинговых агентств.
Как определить «Влияние создаваемого кампуса на улучшение индекса качества городской среды города реализации»?
В случае, если заявка подается от имени руководителя образовательной организации высшего образования, допустимо указать наименования индикаторов для расчета индекса качества городской среды, улучшение значений которых может быть обусловлено реализацией проекта, а также кратко описать каким именно образом реализация проекта может повлиять на их улучшение. Перечень индикаторов для расчета качества городской среды представлен в приложении №1 к Методике формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. № 510-р.